Спикеры и участники бизнес-завтрака обсудили цифровую эволюцию в рекрутменте и связанные с ней новые возможности и вызовы для участников рынка. Эксперты рассказали, как повысить эффективность найма, сравнили преимущества традиционных и digital-инструментов и их недостатки, обсудили, как использовать искусственный интеллект и нейронные сети в подборе персонала.
В начале дискуссии Татьяна Залиханова, Генеральный директор агентства CommWorld и модератор бизнес-завтрака, привела интересные данные, свидетельствующие о позитивном влиянии автоматизации на деятельность компаний. Международное исследование консалтинговой компании McKinsey, проведенное в конце прошлого года, выявило, что цифровизация рекрутинговых процессов позволяет на 26% увеличить производительность рекрутеров. Примечательно, что в дальнейшем это было подтверждено спикерами мероприятия. Кроме того, компанией McKinsey был рассчитан вклад данных мер даже в финансовые показатели компаний — их прибыль увеличивается на 14%.
Олег Раку, региональный директор по странам СНГ международной компании XOR, в рамках интернет-трансляции из офиса в Лондоне рассказал участникам бизнес-завтрака, как передовые технологии на базе искусственного интеллекта, машинного обучения, автоматизации рекрутинга, мессенджеров и чат-ботов, объединенные в единую облачную платформу, оптимизируют трудоемкие процессы в области рекрутинга. XOR поддерживает 103 языка, среди его пользователей ведущие мировые компании. Причем Олег отметил, что существенных поведенческих отличий кандидатов в разных странах не наблюдается.
Гульнара Горишняя, руководитель отдела персонала и оценки людей компании «Бургер Кинг Россия», рассказала о специфике автоматизации массового подбора в своей сфере. «Буркер Кинг» пользуется голосовым роботом, который позволяет делать предварительный отсев нецелевых звонков и заявок. Благодаря этому 30% откликов и звонков робот не переводит на рекрутеров — именно такая часть обратной связи от откликнувшихся на предложение работы в компании неактуальна. В результате рекрутеры стали в 1,5 раза больше направлять кандидатов в ресторан и у них высвободилось около двух часов времени в день, снизилась стоимость подбора персонала. Гульнара поделилась своим наблюдением, что кандидаты, как правило, не готовы общаться с роботом более двух раз. При этом спикер посоветовала не бояться ошибок, которые неизбежно возникают при автоматизации, а оперативно исправлять их.
Дарья Пономарева, начальник отдела маркетинга компании «Хантфлоу», рассуждала о тех требованиях, которые рынок предъявляет к автоматизированным системам подбора персонала и рассказала о возможностях CRM-системы для рекрутинга «Хантфлоу», которой пользуются многие компании в России. Функционал программы включает организацию, систематизацию и хранение базы данных резюме, включая сохранение резюме с джоб-сайтов, работу с почтой, работу с холодными письмами, проведение собеседований, подготовку отчетности. По мнению Дарьи, несмотря на то что функционал ряда программ, представленных в настоящее время на рынке, в целом схож, есть ряд отличий в мелочах, которые и предопределяют, насколько удобно настраивать систему конкретному пользователю и работать с ней в дальнейшем.
Анастасия Попова, HR бизнес-партнер «Алкогольной Сибирской Группы» (бренды «Хаски», «Пять озер» и др.), рассказала аудитории о том, как за счет автоматизации сократить более 30% времени рекрутера на рутинные операции в подборе персонала. Анастасия поделилась своим кейсом автоматизации рекрутинга в компании с персоналом более 2500 человек, из которых 400 человек являлись руководителями, формирующими заявки на подбор персонала. Внедрение специальной системы, FriendWork Recruiter, заняло девять месяцев, в течение которых проект прошел несколько этапов: утверждение новых бизнес-процессов; проведение разъясняющих вебинаров для рекрутеров и руководителей; сопровождение руководителей; включение обучения системе в программу адаптации для новых руководителей и HR; проведение первого аудита, корректировка бизнес-процессов и другие этапы, которые завершились расчетом эффективности нововведения.
«Автоматизация HR бизнес-процессов позволяет нам предлагать клиентам более эффективные по сравнению с конкурентами решения, что экономичнее и быстрее по времени реализации, — подтвердила генеральный директор агентства CommWorld Татьяна Залиханова. — Например, одно из наших направлений работ — построение отделов продаж, в том числе удаленных, наём сейлз-менеджеров. Благодаря ИТ-платформе собственной разработки срок закрытия вакансий составляет не более 7 дней, тогда как в среднем, по некоторым оценкам, вывод кандидата может занимать 42 дня».
Кроме того, как отметила Татьяна Залиханова, вследствие применения digital-инструментов работа HR-специалиста становится интереснее и качественнее — снимаются рутинные задачи, что позволяет посвящать больше времени решению более интеллектуальных и креативных вопросов, требующих экспертизы, которую пока еще не может обеспечить искусственный интеллект.
В завершение дискуссии Константин Фрумкин, экс-заместитель главного редактора делового журнала «Компания», шеф-редактор портала «Инвест-Форсайт», кандидат культурологических наук, философ и футурист, говорил о том, как инструменты рекрутинга вписываются в общие процессы цифровизации в различных направлениях деятельности компаний.
Среди главных трендов будущего — агрегирование всех возможных источников вакансий (что отчасти схоже с появлением маркетплейсов и экосистем в финансовой сфере) и появление на рынке более дешевых коробочных (стандартных) решений.
Также спикер заявил о возможной цифровизации в дальнейшем всего карьерного пути человека. Это позволило бы автоматизированным системам рекрутинга иметь не только входящие данные о кандидатах, как сегодня, но и данные об этапах карьеры и их результатах, что позволит вычислять кандидатов, способных оптимально проявлять себя на той или иной вакансии.